Главная » Статьи » Татуировки народов

Полинезийские татуировки
Из современных примитивных народов, сохранивших традиции тотемизма, можно назвать некоторые племена Центральной Африки, туземные племена Австралии, Полинезии, Микронезии. Ярчайшими представителями последних являются маори, о которых имеются сообщения такого содержания: для маори мир в целом представляется подобием гигантской родни, где небо и земля изображают первопредков всех существ и всех вещей; моря, прибрежного песка, деревьев, птиц, людей. Можно сказать, что туземец чувствует себя неловко, если не может до малейших деталей очертить родственные связи соединяющие его с рыбами океана, либо с путешественником которому он оказывает гостеприимство. С подлинной страстью высокородный маори проникает в генеалогию, сопоставляя ее с генеалогиями своих гостей, стремясь обнаружить общих предков и разбирая ветви на старшие и младшие. Приводятся примеры людей, память которых сохранила в полном порядке генеалогию, включавшую до 1400 персон (Фитц - Йохансон). Ярчайшим проявлением новозеландского тотемизма является традиционный татуировочный стиль маори - моко. Со времени вступления молодого маори в жизнь (в период полового созревания), тело покрывалось ритуальной татуировкой, указывающей на предков и отдельные события из жизни маори, что в совокупности составляло имя - орнамент.

Полинезийская татуировка была не только формой украшения тела. Она восходила к глубоким и значимым для островитян традициям, а также к причинам религиозного происхождения. Лицо, грудь, спина, руки и ноги, покрытые татуировкой, информировали окружающих о позиции, ранге либо престиже, которые имел человек, о его поступках, принадлежности к определенному роду, степени посвящения в религиозную практику и т.д. Кто был посвящен в эту тайну, легко «читал» тело встреченного полинезийца. На Маркизских островах покрывать все тело орнаментами имели право вожди, их сыновья и самые близкие родственники. Люди, занимавшие более низкие общественные позиции, довольствовались более скромной татуировкой. Обладать разнообразными рисунками могли себе позволить лишь представители высших слоев либо более богатых родов. Моко было достойно внимания потому, что выполнялось при помощи специальных небольших долот, которые оставляли на лице резаные раны, а не посредством применения техники накалывания, к которой маори прибегали при татуировании иных частей тела. В способе выполнения моко, можно найти аналогии с техникой резьбы по дереву и резьбы вообще, популярной среди маори.

Некоторые обитатели Полинезии иногда покрывали все тело, в то время как среди маори для подобного типа художественной деятельности были зарезервированы лишь определенные фрагменты поверхности тела, и поэтому распространенность татуировки по коже была ограничена. По отношению к мужчинам внимание татуировщика концентрировалось на лице и области от пояса до колен, у женщин же татуировались губы и подбородок. Основные мотивы композиционных элементов моко: спиральные узоры на подбородке; серии параллельных закругленных линий от подбородка до ноздрей; две большие укрупненные спирали на щеке; спирали на носу; серии лучеобразно расходящихся искривленных линий, начинающихся от основания носа, проходящих над бровями и опускающихся в направлении ушей. Полностью татуированный мужчина, кроме перечисленных мотивов, обладал на верхней части лба рисунком, который представлял собой комбинацию прямо-и криволинейных мотивов, а в нижней части лба – малым мотивом под названием тити. Тип моко криволинейного характера обладал богатым орнаментом, состоящим главным образом из таких мотивов, как спирали, волны, ленты и меандры, создающие композиционное целое. Существенной чертой моко было симметричное расположение мотивов в противоположность сильно развитой асимметрии, наблюдающейся, например, в традиционной татуировке на лицах обитателей Гавайских островов. На нижней части тела, прежде всего на ягодицах, у мужчин были вытатуированы большие спирали, их дополнял рисунок на бедрах. Иногда мужчины татуировали грудь и запястья, что помогло определить занимаемую в общественной иерархии позицию. Татуировка женщин на островах Полинезии была более скромной в сравнении с татуировкой мужчин, хотя, например, на острове Рожества к татуировке чаще прибегали именно женщины, что можно считать исключительным.

Татуировки отличались сложностью, поэтому поначалу на кожу заказчика наносились эскизы, которые фиксировались при помощи специальных средств. Потом ( при выполнении моко) к процедуре подключались специальные долота, сделанные чаще всего из костей альбатроса, твердых сортов дерева, зуба акулы и т.д. Все это было укреплено на рукоятке, которую Маора называли ухи. При нанесении татуировки на другие части тела использовались специальные костяные клинки, насаженные на деревянные рукоятки, своей формой напоминающие гребень с очень острыми зубцами. Жрец держал рукоятку инструмента в левой руке и осторожно прикладывал острие к телу по линии рисунка и легким молотком наносил энергичные удары по орудию татуировки. Острие пробивало верхний слой кожи в нужном месте. Краситель изготавливался из живицы дерева хвойной породы, называемого каури, его с помошью острия долота или гребешка вводили в раны. Проникая под кожу, пигмент создавал линии самых разных форм, образуя орнаменты, пластическая форма которых диктовалась местными традициями. Татуировщик прикладывал все силы, чтобы во время операции на землю не упала ни одна капля крови. На Маркизских островах выступающую на поверхности кожи кровь вытирали тампоном, привязанным к безымянному пальцу татуировщика, на Самоа кровь вытирал помощник татуировщика.Когда процедура нанесения татуировки приближалась к концу, на протяжении нескольких дней кожу заказчика смазывали соком тропического растения с тем, чтобы она посветлела и создала контрастный фон для свежей татуировки.

В начале 80-х Полинезийские мотивы оказали огромное влияние на Западных татуировщиков. Клиф Равен и Лео Зулуета показывая свои эскизы и работы говорят, что они сделаны под воздействием традиций Борнео. Конечно все трайблы Борнео имеют свою традицию тату. Очень трудно сделать четкие различия между различными традициями, протому, что миграция неотъемлемая часть жизни Даяков и племена обильно перемешиваются. Как правило, мужчины используют приблизительно некоторые эскизы, такие как Оранг Улу, в то время как женские тату значительно расходятся в своих понятиях. Женщины обычно делают тонкую ленточку вокруг предплечья и всего лишь для видимости, в то время как старые женщины Оранг Улу татуируют свои ноги и предплечья эскизами фазанов так плотно, что они кажутся абсолютно черными. В ранние времена любой мог растолковать социальное положение женщины глядя на ее тату, но знаки отличия со временем становятся неясными. В наши дни молодые женщины проходят через суровые испытания делая себе замысловатые эскизы, иногда между половой зрелостью и рождением первого ребенка или просто как идеал красоты. Старейшины верят, что тату служат примером переноса их души в вечную жизнь после смерти, но в ходе Христианизации эта вера умерла. Также, пирсинг ушей практикуется не так давно. Паланг тем не менее (прокалывание насквозь головки пениса, названный в западной субкультуре ампаланг) не смотря на древнейшее применение этой процедуры еще варварами, до сих пор популярен повсюду.

Мужчины украшают свои тела интенсивно, как и их потомки. Главный принцип татуэскизов Ибанцев заключается в их симметрии. Эскизы, которым присуща симметрия, обычно располагаются вдоль центральных частей тела, таких как позвоночник, например! В противоположность им, несимметричные картины всегда располагаются попарно, в порядке соблюдения балансировки тела. Темы часто берутся из натуральной среды, из царства цветов и животных, и плотно декорируются стилизованными листьями, почками и отростками. Такая декорация далеко не случайна, и преследует сложную философию изобразительного искусства Ибанцев. Центральные части эскизов символизируют креветок, лобстеров, крабов, морских коньков, лягушек, скорпионов или летучих мышей.

Только абстрактные эскизы имеют зигзагообразные линии на руках и пальцах, которые чрезвычайно редки в наше время, имеют несложный мотив. Они символизируют, как много голов член племени добыл в битвах. Изредка на улицах города можно увидеть молодого мужчину, с гордостью несущего на своем теле тату укир реконг, сделанную на горле или те же самые известные зигзагообразные линии на пальцах...
Категория: Татуировки народов | Добавил: Nver (25.07.2010)
Просмотров: 15328 | Теги: полинейзия, тату народов, Полинезийские татуировки, принимают татуировки, значение тату у народов | Рейтинг: 1.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]