Главная » Статьи » Разное о татуировок

Татуировка на территории России
На территории СНГ татуировка прошла все возможные фазы развития, но ее обособленность и закрытость советского периода сформировала особенные своеобразные стили и традиции. Дело в том ,что представляя из себя огромный этнический котел, территория Евразии тысячелетиями ковала и формировала единую культуру, вбиравшую в себя как губка, многочисленные разноэтнические вкрапления вместе с их традициями и особенностями. В результате, в начале двадцать первого века мы имеем некий конгломерат нательной живописи, состоящий из различных вливаний различных же культур и социальных групп, и что бы разобраться в этой каше необходимо поделить все время существования татуировочной практики на несколько периодов.

ТАТУИРОВКА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА.

Археологический материал позволяет узнать о древней татуировке следующее: советскими археологами были найдены древнейшие в мире печатки для татуировки тела с ромбическо - ковровым орнаментом эпохи неолита, воспроизводящим естественный узор дентина мамонтового бивня, и статуэтки, покрытые таким узором, кстати, элементы такого узора постоянно присутствуют в русской вышивке. Такой же орнамент и статуэтки им покрытые, а так же штампы-печати (пинтандеры), пригодные для древнего бодиарта, были найдены на территории проживания праславянских племен (территория Триполья - Кукутени) и датируются временем энеолита. Неолитическая трипольская культура оставила после себя, помимо статуэток, многочисленную керамическую посуду, по которой можно судить о мировоззрении древних земледельцев и мотивах в их искусстве. Сходные с ними, но со своими особенностями, керамические вещи были найдены и в Средней Азии. Что можно сказать о мотивах наносимых на тело? В основном это сакральные символы, связанные с тематикой плодородия и солнечными культами.

СКИФОСАКСКИЙ ПЕРИОД.

Следующий этап связан с "великим переселением народов” и кочевыми скифосакскими племенами, о которых еще М.В. Ломоносов сказал, "что из всех прародителей народа русского, скифы не последними были”. Татуировочная практика железного века подтверждена и историческими сведениями (сообщения Геродота, Страбона и Иордана) и археологическими находками Евразии(алтайские мумии и сходные с ними мумии Тарима). Дальнейший ход развития татуировки проследить трудно, и основные сведения о ней приходятся на азиатскую часть СНГ (сообщения и находки гуннского и кыргизского периода Алтая). Основа мотивов кочевых племен имеет корни в тотемистической практике шаманизма, выраженной через уникальный "звериный стиль",который распространялся от фракийских племен на Балканах до Дальнего Востока и Китая.

ТАТУИРОВКА В СИБИРИ.

Татуировочные традиции народов Сибири намного древнее чем сходная практика кочевых индоиранцев, поэтому имеет определенный смысл освещать ее отдельно. Палеазитаские племена двух континентов(Евразии и северной Америки) имеют одни корни и один и те же традиции, что отразилось на идентичной практике татуирования со времен палеолита у чукчей и алеутов. Мотивы и обрядовая практика этих племен имеют много общего и можно определенно заявить об использовании одних и тех же символов для татуирования. Позднее, во времена великого переселения народов палеоазиатская практика сыграла немаловажную роль в формировании тюркских и финно-угорских традиций, дошедших до наших дней через сообщения о упомянутых выше гуннов и кырыгызов(по сообщениям "красящих свои груди и шеи).Отдельной темой и мотивами для татуирования стала тамговая руническая татуировка ,служившая идентификационным целям в среде хантов, мансей и отдельных тунгусских племен.

МОНГОЛОСЛАВЯНСКИЙ ПЕРИОД.

На момент выделения славянских племен из общей массы индоевропейцев, существовало несколько очагов татуировочной практики: гето – скифский (западнославянский очаг на который оказывали влияние иллирийцы, трибаллы, фракийцы и скифы), скифосакский (центральноазиатский очаг в формировании которого участвовали массагеты и финноугры) и палазиатский (в котором формировалась тюркско-монгольская практика татуирования). Все три очага были взаимосвязаны в период великих походов на Запад, сначала Атиллы, затем многочисленных немоноэтничных кочевых племен, окончившимся только в период формирования Монгольской империи. Последняя, зацементировала за триста лет общие корни настолько что выделение каких либо этнических корней татуировочной практики на территории Киевской Руси и Московского царства, невозможно и по сей день. Мы можем лишь отметить что практика татуирования на момент сложения Киевской Руси уже перешла из фазы этнической в социальную, дошедшую до начала ренессанса искусства татуировки в 19-веке, в двух взаимоисключающих формах - идентификации рода и в виде практики наказания преступников.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД.

В период формирования Российской империи и ее внешней экспансии бодимодификация имела свои проявления в виде гербовых татуировок знати и в виде наказания (речь идет о клеймении и насильственном уродовании преступников) реанимированном в екатирининский период, видимо страсть императрицы ко всему китайскому(а это именно ей мы обязаны "русско-китайскому"стилю в искусстве - палеху) распространялась не только на искусство:))а Китай в свою очередь ввел позорную практику клеймения - татуирования в ранг общегосударственного наказания - он так и назывался "си - шен", то есть татуировать - сослать. Отдельный период освоения внешних колоний, как и во всем мире дал дополнительный стимул к развитию татуирования.

ПЕРИОД МОРСКИХ ОТКРЫТИЙ.

Морские открытия островов Плинезии, зафиксированные в отчетах капитанов Крузенштерна и Коцебу, открыли миру новейшие дизайны и красоту татуированного населения Маршальских островов. Интерес к татуировке возрастал пропорционально возвращающемуся количеству татуированных моряков. Даже граф Толстой (американец) участвовавший в одной из таких экспедиций вернулся из нее густо татуированный.Отдельно моментом можно отметить пространный труд, вышедший в конце 17 века в России - "Несщасные путешествия Василия Баранщикова". В сем опусе автор описывал свои злоключения и путешествия в Новый свет, где был насильно татуирован, всеми к кому бы он ни попадал. Возможно эта история и была правдоподобна, но совпадала она по времени с начинавшейся эпохи"балаганной татуировки"где различные аферисты выставляли свои татуированные тела, снабженными зверскими историями о далеких странах и их диких обычаях. Так или иначе, но к концу 19 столетия татуирование вошло в моду настолько, что Большая Энциклопедия не смогла не упомянуть этого факта на своих страницах, зафиксировав, "что татуирование в наши дни является спортом и увлечением в высших слоях общества.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД И НЕГОТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА.

Менее освещаемая, но более мощная уголовная стилистика татуировки сохранилась до наших дней, и является конгломератом интернациональных символов и знаков наряду с четко выраженной религиозной тематикой. Эта стилистика является на данный момент возможно единственно понятным языком знаков на территории Содружества, тогда как о смысле этнических изображений можно только догадываться. Отдельный период в истории советской татуировки занимает время Великой Отечественной войны. Эти изображения можно классифицировать как памятные и патриотические, а также армейские (в основном морские). Следующий этап популярности татуировки приходится на конец 70х - начало 80х годов. Он связан с развитием молодежных движений футбольных болельщиков в крупных городах Союза. К середине 80-х в Москве и Ленинграде появляются первые цветные декоративно-музыкальные образцы татуировок. Дальнейший взлет популярности идет параллельно с развитием субкультуры и молодежными неформальными движениями, приведших к массовой популярности татуировки уже к середине 90х годов. Концентрация внимания населения на творческом аспекте татуировки, в конечном счете, привела к формированию зачатков российской татукультуры, что способствовало открытию первых профессиональных студий в Москве и проведению 1 международной конвенции.
Категория: Разное о татуировок | Добавил: Sroy (24.07.2010)
Просмотров: 3783 | Теги: ТАТУИРОВКА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА, СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]