- Татуировки,наколки,Эскизы тату,значении татуировок.

Все, что связано с человеком, будь то жизненный уклад, обычаи того или иного человеческого сообщества, традиции и привычки, способы и язык общения, другие многочисленные аспекты жизнедеятельности высшего творения природы - человека, могут быть понятны только при внимательном изучении причин и мотивов поступков и поведения отдельных представителей человеческой расы или целых регионов.

Особенно это относится к развитию различных форм искусства, и в частности - к искусству украшения человека. Ведь нелепо было бы думать, что в прошлом одежда существовала только для защиты от дождя, снега, ветра. Разнообразие костюмов даже в рамках одной какой-либо немногочисленной народности свидетельствует о стремлении человека посредством одежды привлечь к себе внимание, выделиться или другими словами - украсить себя. И как это ни парадоксально, но одним из элементов искусства украшения является древний обычай раскрашивать свое тело различными способами - обычай, который тесно связан с появлением одежды. И один из способов - татуирование тела. Проникнуть в тайну причин возникновения татуировки, помогает история - наука, дающая нам в полной мере осознать, какие причины лежат в основе наших привычек, традиций и поступков.

Раскрашивание тела в любых его видах следует рассматривать как пережиток времен зарождения человечества. Первоначально тело просто размалевывалось красками. Художники каменного века, расписывая кожу, оперировали уже красками семнадцати различных цветов и оттенков. В железный век в копях для добывания красок искали главным образом охру, которая, между прочим, применялась и при создании знаменитых франко-кантабрийских пещерных наскальных рисунков. Тела размалевывали для отпугивания злых духов и врагов, для украшения, для подчеркивания общественного положения и ранга, а также в культовых целях.

Однако эта живопись была непрочной. Поэтому возникла потребность в способе, позволяющем создавать узоры, сохраняющиеся на коже длительное время. Кожу стали надрезать и накалывать. Вначале появилась татуировка рубцами, которая и поныне применяется у отдельных темнокожих племен на островах Океании.

Мотивы, которыми человек руководствовался, татуируя свое тело, были весьма разнообразны. В некоторых случаях знаки татуировки служили клеймами или племенным отличием. В других случаях рисунок настолько непостоянен для каждого индивидуума, что о "национальном" отличии не может быть и речи. Так, например, племя моту в Новой Гвинее татуировалось, то вовсе не придерживалось этого обычая. Безусловно, важны также мотивы культа. Операция нанесения татуировки обставляется значительной религиозной торжественностью и идет рука об руку с обрядами, совершаемыми при наступлении половой зрелости. Например, у австралийцев к 18-20 годам совершалась церемония опрыскивания кровью и татуировка.

И все-таки самым важным мотивом оставалось и остается желание человека украсить себя. Это подтверждает песнь, которую пели при выполнении татуировки в Полинезии:

"...Пусть каждая линия будет проведена

На теле великого, богатого мужа,

Пусть фигуры будут красивы!

А на теле мужа, который ничего

не может заплатить,

Проведи линии и кривые, и не замыкай их!.."

Таким образом, богатые и знатные татуированы лучше и обильнее, чем бедные. Рабы же и вовсе были лишены этой чести.

С течением времени внутреннее содержание и смысл рисованных изображений постепенно отступали на задний план, и в тех местах, где еще. сохранялся обычай татуировать свое тело, татуировка выражается различными вариациями. Так, индейцы тлинкиты (северо-запад Америки) изображали в своих рисунках браслеты и кольца; на Каролинских островах девушки татуировали себе нижние части живота и ляжек; африканские яунде, которые татуировались рубцами, проводят от, угла рта к уху через щеку изображение трубки.

Культурные религии Запада и Востока сократили область распространения татуировки. А между тем много веков назад и в Европе были знакомы с этим обычаем. Так, постановление церковного совета в Норткумберлэнде (Англия) в 787 году осуждало этот языческий пережиток.

Совсем недалеко от нас то время, когда тунгусы, якуты и остяки выводили на лице рисунки уколами; на руках татуировка была чаще. Теперь она исчезла совершенно.

У индейцев колумбийских берегов на северо-востоке Америки женщины разрисовывали себе даже язык.

В Японии низшие слои общества покрывали тело изображениями различных растений, ландшафтами, человеческими фигурами.

На центральных островах Полинезии существовал обычай татуировать у каждого на теле изображение его духа-покровителя - священного животного.

У ряда африканских племен супруги получают татуированные знаки вместо обручальных колец, а мать носит знаки, указывающие на число ее детей.

В Калифорнии (у кароков и патават) выводили на щеках узор пера, и весь живот покрывали изображением дерева. По рисунку и цвету татуировки на теле туземцев, а также по ее месторас-положению можно было определить статус данного лица в племени. Американские индейцы наносили на свое тело боевой раскрас во время враждебных отношений с другими племенами. Различие лишь в том, что яркий раскрас наносился на некоторое время, тогда как татуировка - на всю жизнь.

О древности обычая украшать свое тело различными рисунками свидетельствуют как письменные источники, так и находки археологов. В связи с этим представляется весьма интересным краткий исторический "экскурс", проведенный известным археологом С. И. Руденко в работе "Культура населения горного Алтая в скифское время". Вот что он пишет:

...В древности татуировка у различных народов имела многообразное назначение. По сообщению Геродота, у фракиян "порезы на коже озна-чали благородное происхождение; не имеющий их - не благороден". Как повествует Ксенофонт, у сыновей богатых моссиник "спины были разрисованы, а передняя часть тела татуирована цветами". По свидетельству Помпония Мелы, агафирсы "разрисовывали свои лица и тела более или менее, смотря по степени благородства". Позже этот обычай отмечен у динлинов и у наследовавших им кыргызов, у которых татуировка была привилегией храбрейших. В античной древности рабы носили на теле выполненное татуировкой имя своего хозяина. Более того, Геродот рассказывает, что во времена Дария Гистаспа татуировкой пользовались для конспиративной переписки. Так, к Аристагору - тирану Милета - "из Суз от Гистиэя пришел раб с исписанной головой, указуя на то, что Аристагору следует восстать на царя. Желая дать знать это Аристагору, Гистиэй, вследствие того, что дороги охранялись стражей, мог сделать это безопасно только следующим образом: вернейшему из рабов он сбрил волосы на голове и исписал ее уколами, потом дал волосам отрасти. Как скоро волосы выросли, он отослал раба в Милет с единственным поручением: по прибытии на место предложить Аристагору обрить его и осмотреть голову, а уколы на голове приглашали, как сказано, к возмущению".

Следует отметить, что на наличие татуировки у племен Ближнего Востока и Восточной Европы имеются некоторые указания. По сообщению Гиппократа, вся масса скифов, сколько ни есть их кочевников, прижигают себе плечи, руки и кисти рук, груди, бедра и чресла, но не для чего иного, - объясняет знаменитый врач, - как из-за слабости и вялости, чтобы быть энергичнее. О царских скифах Геродот писал, что они "делают себе на руках порезы" в знак печали при похоронах, вместе с отрезанием частей уха и прокалыванием левой руки стрелой. Однако шрамы на тепе после указанных операций еще нельзя рассматривать как татуировку. О наличие татуировки у соседей скифов - агафирсов - сообщают позднейшие авторы. Так, Помпоний Мела пишет, что они "разрисовывают лица и тела... одним и тем же рисунком и так, что смыть их невозможно", а Аммиан Марцеллин добавляет, что племя это раскрашивало все тело голубым узором. По словам Плиния, "даки и сарматы мужчины расписывали себе тело".

Таким образом, помимо украшений, которые надевали в уши, на руки, возможно, на ноги, у древних племен практиковалась и татуировка тела.

Площадь покрытого татуировкой человеческого тела во все времена колебалась в зависимости от различных факторов: как от существующих культовых, религиозных и других обычаев, так и от желаний и возможностей субъекта.

Так, например, некоторые полинезийцы умудрялись покрывать татуировкой целиком все тело, поэтому они производили впечатление одетых, хотя на самом деле были совершенно голы. Умение добиться такого эффекта расценивалось как признак высшего мастерства.

Новозеландские маори, высокоразвитая способность которых к орнаменту выражается также и в великолепной резьбе по дереву, заполняли всю кожу на теле сложнейшими сюжетами, строго соблюдая при этом симметрию. Изобилие и красота татуировки считались знаками благородного происхождения и высокого социального положения.

Ранг, личные качества, звание - все это и даже больше (например, длинная родословная) могло быть выражено в татуировке. И поскольку рисунки на коже так много значили в общественном мнении, женщины без татуировки считались безобразными. Но и мужчину без татуировки тоже считали человеком второго сорта.

В Европе во времена галерного рабства, чтобы легче было поймать сбежавшего галерника, ему клеймили каленым железом плечо или голову. Почти два тысячелетия спустя, этот обычай возродился среди корабельных экипажей. С той лишь разницей, что люди подвергали себя этой пытке добровольно, а рисунки на коже делались для обозначения их профессии.

Поначалу не каждому европейскому матросу хотелось оставлять у себя на коже сувенир из Южных морей в виде татуировки. Одним казалось это чересчур болезненным, другие опасались, что в случае их розыска полицией татуировка могла их выдать.

Вскоре рисунки на коже вошли у моряков в моду. Дело дошло до того, что без татуировки на матроса смотрели как на неполноценного. Для этого уже не надо было плавать в Южные моря. Теперь в любом европейском или американском порту имелись специалисты по нанесению рисунков на тело.

Рядом с именами своих девушек матросы любили накалывать распятие. Считалось, что тогда в море с ними ничего не случится.

Огромным спросом пользовалась роза, которую считали символом любви. Очень популярно было и сочетание креста, якоря и двух объятых пламенем сердец. Нельзя не упомянуть также о матросе, целующем развевающееся знамя и нежно обнимающем девушку. Эти сцены олицетворяли расставание и встречу.

Отливающие синевой женщины, изображенные на бедре, руке или груди морского бродяги, почти всегда были обнаженными. К немногим полностью одетым идолам морской татуировки относится маленькая морячка, изображенная вместе с трехмачтовиком на заднем плане и из-речением "Fare well!" - "Счастливого пути!". Чтобы выставить это напутствие напоказ, матросские блузы шились с вырезом, доходящим почти до пояса. С тех пор, как человечество начало подвергать себя опасностям на море и в чужих странах, изображение женщины стало также и символом богини удачи - Фортуны. Подобными символами морского счастья были также якорь, спасательный круг и дельфин. Встречались матросы, которые умудрялись выкалывать якорь даже на лысине.

Матросы, татуировавшие распятие на всех частях тела, были убеждены, что в случае кораблекрушения ни одна акула не осмелится не то что съесть татуированного, но даже попробовать мизинец на его ноге. Устрашающее действие должны были оказывать и змеи.

Таким образом, татуирование тела имеет давнюю и интересную историю, которую каждый может изучить, листая труды всемирно известных ученых - историков, археологов, этнографов и блестящих популяризаторов истории человечества.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]